Песня авторская и не только

Главная страница > Студия звукозаписи > 

Возможности студии

Запись голоса

Голос я пишу как в конденсаторные, так и в динамические микрофоны. Преимущество конденсаторных микрофонов в более высоком качестве звука. Преимущество динамических — в возможности приближения к микрофону практически вплотную, что исключает попадание в запись посторонних звуков и минимизирует влияние акустики комнаты. Динамические микрофоны позволяют записывать одновременно двух и более вокалистов на разные дорожки — проникновение голоса в чужую дорожку при этом незначительно.

Запись акустических инструментов

Предпочтительна запись при помощи стереопары конденсаторных микрофонов. Этот способ дает наиболее естественный звук, однако при этом инструмент необходимо писать отдельно от всего остального (невозможно, например, записать гитару и голос на две независимые дорожки). Многие гитары имеют также встроенный звукосниматель, который позволяет вести запись «по проводу», без проникновения в дорожку гитары других инструментов и голоса. Однако этот способ снятия гитарного звука, широко применяемый на сцене, обеспечивает довольно неестественное («стеклянное») звучание инструмента. Гитары с металлическими струнами чуть лучше дружат со звукоснимателями, нежели инструменты с «синтетикой». Также пьезоэлектрический (равно как и магнитный) звукосниматель никак не передает собственного тембра гитары, так как корпус в звукообразовании не участвует. По этим причинам записи гитары «через подключку» стоит избегать.

Другое дело — запись одновременно микрофонного и «подключенного» звука. В этом случае наложение сигналов двух источников позволяет добиться более мощного звучания, при сохранении естественности.

Запись электрических инструментов

Для «правильной» записи электрогитар необходимо прохождение сигнала через связку комбик + микрофон. Комбика у меня в студии нет (так как я вообще не ориентируюсь на «электричество»), но возможна прямая запись «через линию». Притом, что этот способ считается неправильным, его зачастую вполне достаточно. Конечно, вы можете притащить свой комбик и писать через него.

Запись MIDI-инструментов

Здесь нет ограничений. В студии есть свое электропианино, также вы можете принести свой MIDI-инструмент. Подключаться можно по USB или через пятиштырьковый MIDI-разъем.

Обработка записанного материала

Монтаж

Хорошо записать всю партию целиком, от начала до конца произведения, удается не всегда, даже если вы профессиональный концертирующий исполнитель. Кроме того, как правило, делается запись нескольких дублей одного произведения, из которых потом выбираются лучшие фрагменты.

Все это приводит к тому, что в большинстве случаев каждая партия компонуется из отдельных кусков. Чем крупнее эти куски, тем лучше, но, в принципе, можно клеить хоть отдельными тактами, или даже долями.

Этот процесс и называется монтажом, и это первый этап создания фонограммы.

Эквалайзинг

Эквалайзер — это прибор (или компьютерная программа), предназначенный для коррекции амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) звукового сигнала.

Вы наверняка знаете, что звуки, которые мы слышим, бывают низкие (басовые, «толстые») и высокие («тонкие»). Бывают еще и промежуточные, средние, и вообще в спектре можно выделить сколько угодно поддиапазонов любой ширины. Эквалайзер — устройство, которое позволяет регулировать громкость отдельных частотных диапазонов без влияния на другие частоты.

Для чего применяется эквалайзер в студийной работе? Для двух вещей. Во-первых, для акустического «разведения» каналов. Часто бывает, что запись, в которой звучит сразу много инструментов и голосов, становится грязной, «кашеобразной», даже если каждый отдельный инструмент звучал отлично. Для борьбы с этим эффектом стараются сделать так, чтобы в каждом частотном диапазоне «солировал» только один инструмент — это позволит избежать т.н. биений, которые неизбежны, когда в одном диапазоне работают два звуковых источника, и которые и превращают звук в неудобоваримую кашу. Это и делается при помощи эквалайзера.

Во-вторых, звук инструмента или голоса, взятый непосредственно с микрофона, часто бывает не особенно приятным на слух — бубнящим, гудящим, звенящим, присвистывающим и т.д. и т.п. Это происходит из-за особенностей АЧХ микрофона и инструмента, а также при сильном приближении микрофона к источнику звука. Все эти неприятные, «бьющие по ушам» особенности я устраняю эквалайзером, добиваясь максимально комфортного звука.

Тюнинг

Петь, точно попадая в ноты — дело непростое ;). Даже если у вас все в порядке с музыкальным слухом.

Если вы концертируете, вы, скорее всего, умеете петь достаточно точно, чтобы у вашего слушателя уши не «сворачивались в трубочку». Но, во-первых, далеко не все из нас опытные вокалисты, а во-вторых, для студийной записи часто нужна еще большая точность, чем на сцене. Тут-то и приходит на помощь тюнер — программа для исправления неточностей вокала. Она позволяет «подтянуть» каждый исполненный вами звук до той ноты, которую вы имели в виду :). Кроме того, она позволяет убрать «нестабильность» звучания, сгладив непроизвольное грязное вибрато, весьма свойственное певцам-любителям.

Устранение других дефектов пения

Помимо непопадания в ноты, вокалисты также грешат такими дефектами как, например, шумное дыхание, или причмокивание на звуке «нь». Все это можно совершенно безболезненно «вырезать», что я и делаю.

Есть также ряд дефектов вокальных дорожек, не связанных с техникой певца. Например, «заплевывание» микрофона на взрывных звуках («б», «п»). С этим дефектом можно бороться установкой ветрозащиты на микрофон или просто вырезав эти «взрывы» на уже записанной дорожке.

Устранение погрешностей игры на инструменте

Часто гитарная партия, даже безошибочно сыгранная, содержит дефекты, ухудшающие впечатление от нее. Один из таких дефектов (более свойственный нейлоновым струнам) — скрежет от скольжения пальцев по струнам. Избавиться от него очень сложно, поэтому даже у опытных гитаристов в музыке то и дело проскакивает характерное «кр-р-рак». Устранить эти дефекты на готовой дорожке тоже не всегда просто, без ущерба для естественности звучания. Однако можно существенно уменьшить их количество и общую заметность.

Другой гитарный дефект — дребезг струн от недостаточного зажатия. Это, в принципе, считается недопустимым для профессионального гитариста, но для любителя часто бывает жалко выбрасывать в целом очень хороший дубль только из-за того, что в одном-единственном месте, все же, проскочил предательский звон. Этот дефект тоже не всегда легко устраним на фонограмме. В одних случаях его можно убрать полностью и совершенно незаметно, в других — только слегка притушевать.

Коррекция ритма

Больная тема огромного числа начинающих (да и не только начинающих) музыкантов — неумение держать темп. У неопытных гитаристов темп часто плавает даже внутри такта, у более «продвинутых» — ускоряется (значительно реже — замедляется) от начала к концу произведения. Плюс, непривычные к студийной обстановке музыканты на записи нервничают даже больше, чем на концерте, отчего ритм страдает еще сильнее.

На концерте нестабильный темп — не такая большая беда. Если темп несколько меняется от начала к концу песни, большинство слушателей этого даже не заметит. Но в студии, когда пишется много дублей, разный темп у дублей приводит к их «нестыкуемости», т.к. резкий скачок темпа, даже не очень большой, заметен и неискушенному слушателю.

С этой бедой можно бороться разными способами. Во-первых, перед записью каждого дубля настраиваться на темп, т.е. слушать уже записанные куски и стараться играть в том же темпе. Это не всегда просто для музыканта и требует опыта. Кроме того, это не спасает от плавного изменения темпа при записи длинных кусков.

Второй, жесткий, но действенный метод — записываться под метроном. Я могу вывести звук компьютерного метронома в наушники, и вы будете его слышать, а в запись он не попадет. Недостатки такого способа — во-первых, он не подходит для записи пассажей с меняющимся темпом. Во-вторых — играть под метроном умеют не все музыканты-любители (кому не приходилось — рекомендую попробовать).

Третий способ — коррекция темпа и ритма уже записанной дорожки. Человек, знакомый с физикой звука, согласится, что изменение темпа записи, без изменения ее высоты — совсем не простая операция. Конечно, есть масса программ, выполняющих это действие, но качество, которое они выдают, непредсказуемо — от идеального до совершенно неудобоваримого. И это зависит не только от программы, но и от исходного материала, причем нередко необъяснимым образом. В итоге, замедлять/ускорять пассажи можно только небольшими кусками в один или несколько тактов, тщательно подбирая настройки. Глобально изменить темп песни или длинного ее куска, сохранив качество — практически неподъемная задача. Поэтому, в случае нестыковки дублей по темпу приходится делать небольшую «переходную» область, где темп будет плавно меняться от одного к другому. Область должна быть достаточно длинной, чтобы темп менялся незаметно, но достаточно короткой, чтобы не стали заметны дефекты, привносимые операцией изменения темпа.

Сильно плавающий темп, характерный для неопытных или чрезмерно нервничающих музыкантов, также можно устранять, и нередко даже без значительных потерь в качестве, но эта процедура чрезвычайно долгая и трудоемкая, т.к. приходится резать буквально каждую долю такта. Хотя, если другого выхода нет, можно заняться и этим.

Поскольку вокал почти всегда пишется под ранее записанный (и смонтированный) аккомпанемент, то коррекция ритма вокалиста состоит в исправлении непопадания в метр аккомпанемента. Такая коррекция требуется не всегда — чувство ритма даже у непрофессиональных певцов, как правило, достаточно, чтобы не «мазать» мимо такта. Обычно в исправлении нуждаются лишь единичные ошибки. Исключения составляют произведения, написанные в свободном темпе — здесь попасть в готовую фонограмму гораздо труднее, чем спеть сразу с аккомпанементом. Однако и в этом случае последующая коррекция ритма не представляет большой сложности.

Особняком стоит коррекция ритма в ансамблевом пении — здесь ошибки исполнителей состоят в неодновременном произнесении звуков (особенно согласных). В многодорожечной записи такой дефект устранить вполне возможно. Если же запись шла в одну дорожку, то тут мало что можно сделать (несколько улучшить положение можно, «хирургически» вырезав согласный звук одного из голосов путем точечного редактирования спектра — но это трудоемко, и не всегда удается сделать полностью).

Наложение эффектов

В первую очередь, речь идет о динамической компрессии и реверберации.

Динамическая компрессия — это, грубо говоря, уменьшение разницы между громкими и тихими звуками. Зачем это нужно? Главным образом, для улучшения разборчивости. В самой простой фонограмме, содержащей голос, поющий под гитару, необходимо точное соотношение громкостей голоса и гитары  — чтобы аккомпанемент не перекрывал мелодию и текст, и чтобы песня звучала «слитно», не разваливалась. Но громкость как вокала, так и гитарного аккомпанемента постоянно меняется. При пении в микрофон артисту очень трудно проконтролировать относительную громкость пения и аккомпанемента, а при последовательной записи гитарной и голосовых дорожек это часто и невозможно. Что остается делать звукорежиссеру? Можно постоянно менять настройки громкости аккомпанемента и вокала, чтобы они оставались в правильном соотношении, но это двольно трудоемко. Упростит задачу динамический компрессор — специальный модуль, усиливающий звук в тихих местах и ослабляющий — в громких. Для компрессированных дорожек гораздо проще подобрать относительную громкость так, чтобы гитара не мешала голосу, но разница уровней при этом была не слишком велика.

О реверберации. Слушая живую музыку, мы никогда не слышим ее «в чистом виде» — она всегда «обработана» акустическими свойствами того места, где мы ее слышим. В любом помещении звук многократно отражается от стен, что вносит окраску, а на улице неизменно присутствует фоновый шум — и то, и другое создает атмосферу прослушивания. Звук, записанный в микрофон, звучит неестественно, потому что он совершенно сух, т.е. лишен всякой атмосферы. Ревербератором как раз и называется прибор или программный модуль, моделирующий акустические свойства помещения. Настройками ревербератора можно добиться, чтобы звук был как в небольшой комнате, большом концертном зале или наоборот, в железном бункере. Подбор адекватной реверберации — творческий процесс, т.к. атмосфера помещения неразрывно связана с восприятием музыки. Если угодно, это еще одно средство донесения смысла.

Сведение

На самом деле «сведением» называются все стадии работы между записью дорожек и до окончательного совмещения их в единую фонограмму. Т.е. вышеописанные обработки — это тоже часть сведения.

Когда они завершены, остается два этапа — настройка громкостей и выстраивание стереопанорамы. Громкость каждого канала выстраивается с учетом творческой задачи — какие партии следует выделить, а какие затушевать, что должно притягивать к себе внимание, а что работать «исподволь», какой голос первый, а какой второй, третий и т.д. Выстраивание стереопанорамы — это размещение источников звука в пространстве. Для акустической гитары с соло-голосом адекватный вариант только один: оба источника — по центру. Но когда инструментов или (и) голосов больше (например, две аккомпанирующие гитары, или вокальный дуэт) — следует подобрать место для каждого. В отдельных случаях оно может и меняться в течение произведения.

Теперь осталось нажать кнопку mixdown — и вуаля, наша запись готова.

Мастеринг

Наша запись готова, но к чему она готова?

Да, она может неплохо звучать на студийных колонках. А попробуем ее прокрутить на пластиковых «пищалках», или на автомобильной, с позволения сказать, стереосистеме? Может быть, все будет и не так плохо, но есть немалый риск, что мы услышим отвратительную дрянь. Да, любая звуковоспроизводящая аппаратура искажает звук, и чем она дешевле, тем сильнее искажает — именно поэтому в дешевых колонках мы услышим совсем не то, что в дорогих (более того, в разных дешевых системах звук также может оказаться совершенно разным). А если учесть, что многие слушают музыку не в тишине, а в «шуме кварталов городских», все становится совсем грустно. Но наша задача не в том, чтобы запись на любой системе и в любой среде звучала идентично (этого мы не добьемся), а в том, чтобы она, по возможности, нигде не звучала ужасно.

Эту задачу и решает мастеринг. Так называется обработка уже сведенной («смикшированной») дорожки (в противовес сведению, которое обрабатывает каждую записанную дорожку по отдельности). Что делается на этом этапе?

Во-первых, уже знакомый нам эквалайзинг. Он позволяет отчасти компенсировать типичные дефекты АЧХ дешевых аудиосистем.

Во-вторых, также знакомая нам динамическая компрессия. Фонограмма с широким динамическим диапазоном (т.е. с большим интервалом между самыми громкими и самыми тихими звуками) на дешевых колонках в громких местах будет хрипеть, а в тихих — тонуть в шумах аппаратуры. Кроме того, такую запись можно будет слушать только в абсолютной тишине (конечно, только так и надо слушать музыку, но, как мы знаем, это «надо» бесконечно далеко от реалий сегодняшнего дня). Вывод — динамический диапазон нужно сужать. Аудиофилы-обладатели дорогих систем будут нами недовольны, но мы не можем ориентироваться только на них. Впрочем, все зависит от ваших целей.

В-третьих, на мастеринге используется так называемый многополосный динамический компрессор — это как бы эквалайзер и динамический компрессор в одном устройстве. Он позволяет уменьшать динамический диапазон в отдельных частотных полосах, и тем самым избавить дешевую технику от непосильных нагрузок.

Нужно заметить, что считается предпочтительным, чтобы мастеринг делал другой человек, чем тот, кто делал сведение, и на другой аппаратуре. Так удается добиться наибольшей «нейтральности» фонограммы. Т.е. вы, несомненно, можете сделать мастеринг в моей же студии, но лучше отнести сведенную фонограмму другому звукорежиссеру. Если вы собираетесь делать целый музыкальный альбом, то мастеринг осуществляется для всего альбома сразу, а не для отдельных песен.

Что еще нам осталось? Преобразовать запись в нужный формат (любой, по желанию заказчика - wav, Audio CD, mp3 или какой угодно другой — разве что DVD Audio и SACD я не делаю), записать на флешку или отправить по электронной почте... Всё.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.