Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Звуки и ноты

Любая музыка состоит из музыкальных звуков. Когда мы напеваем песню, нажимаем на клавишу фортепиано или дергаем гитарную струну — мы рождаем музыкальный звук. Вся музыкальная теория изучает взаимодействие музыкальных звуков между собой.

Какие бывают музыкальные звуки? В первую очередь, звуки в музыке характеризуются высотой. Слышимый звук (не только музыкальный) мы можем охарактеризовать как высокий (например, писк комара) или низкий (например, гудение ветра в трубах). На клавиатуре фортепиано низкие звуки расположены слева, а высокие — справа. У гитары шестая (самая толстая) струна при щипке издает низкий звук, а первая (самая тонкая) — высокий.

Каждой высоте звука в музыке соответствует определенное обозначение, которое называется нотой. Каждая нота имеет свое название, и эти названия вы, конечно же, знаете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Однако этих семи имен недостаточно, чтобы назвать любой музыкальный звук любой высоты. Перечень нот, охватывающий все звуки таков:

... до до‑диез
ре‑бемоль
ре ре‑диез
ми‑бемоль
ми фа фа‑диез
соль‑бемоль
соль соль‑диез
ля‑бемоль
ля ля‑диез
си‑бемоль
си до ...
←  нижевыше  →

Что мы видим? Между семью звуками с хорошо известными нам названиями вставлены звуки с именами из двух слов, написанных через дефис. Больше того, у этих звуков по два названия, они написаны одно под другим. Вы, конечно, уловили закономерность: нота со сложным названием носит название нижестоящей ноты с добавлением слова «диез», или же, название вышестоящей ноты с добавлением слова «бемоль». Например, выше ноты ре находится нота ре-диез. Но этот же звук находится непосредственно ниже ми, поэтому его можно обозначить и ми-бемоль.

Обратите внимание, что между ми и фа нет промежуточного звука. Это не ошибка, а исторически обусловленный факт.

Также взгляните на правый край нашего звукоряда: там выше ноты си расположена опять нота до, за которой следует многоточие. Что это значит? То, что звукоряд продолжается дальше вверх, повторяя те же названия нот, а именно, после си пойдет до, потом до-диез (или ре-бемоль), потом ре и т.д.

Такое же многоточие имеется с левого конца. Оно обозначает, что звукоряд аналогичным образом продолжается и вниз: ниже до идет си, потом си-бемоль (или ля-диез), потом ля и т.д.

Таким образом, звукоряд можно считать бесконечным в обе стороны. На самом деле, он, разумеется, ограничен: сверху — музыкальной традицией (тона выше 8,5 кГц в музыке практически не встречаются), снизу — пределами человеческого слуха (ниже 30 Гц начинается неслышимый инфразвук).

Заметьте также, что между си и до, аналогично ми и фа, нет промежуточного звука. Эту закономерность следует запомнить: промежуточные звуки (правильнее их называть альтерированными) есть между всеми парами чистых нот, кроме мифа и сидо.

Итого, европейская музыкальная система состоит из 12 звуков. Эту цифру следует запомнить.

Для обозначения диеза и бемоля также применяют следующие знаки, которые называются знаками альтерации:

— диез,

— бемоль.

Каждые два соседних звука в звукоряде отстоят друг от друга на равный высотный интервал, и этот интервал называется полутон. Интервал, равный двум полутонам, называется тон. Таким образом, между до и до-диез — интервал полутон. Такой же интервал между ля и си-бемоль, между ми и фа. А между ре и ми — интервал тон. Также интервал тон заключен между ре-диез и фа, между соль-бемоль и соль-диез (для тех, кто знаком с элементарными физикой и математикой, поясню, что частоты нот, расположенных на интервале полутона отличаются ровно в корень 12-й степени из 2 раз или примерно в 1,059 раза).

Напомню, что между парами нот мифа и сидо нет альтерированных нот (с диезами и бемолями). Но иногда, все же, встречаются обозначения ми-диез, фа-бемоль, си-диез и до-бемоль. Понимать их следует очень просто: ми-диез по высоте равно фа, фа-бемоль равно ми, си-диез равно до, а до-бемоль равно си. Таким образом диез и бемоль во всех случаях следует понимать как, соответственно, понижение или повышение звука на полутон, независимо от того, какой звук выбран основным.

Реже встречаются знаки дубль-диез и дубль-бемоль которые указывают, соответственно, на повышение или понижение звука сразу на два полутона, то есть на целый тон:

— дубль-диез,

— дубль-бемоль.

Например, нота до-дубль-диез — звучит как до, повышенная на тон, то есть по звучанию совпадает с ре. Аналогично ля-дубль-бемоль соответствует звуку, обозначаемому нотой соль.

Мы в очередной раз столкнулись с нотами, которые обозначаются по-разному, но звучат одинаково. Это явление называется энгармонизмом, а сами такие ноты называются энгармонически равными. Зачем же для одинаковых звуков придуманы разные названия? Дело в том, что нота исторически обозначает не только высоту звука, но и его функцию, т.е. роль, которую играет звук в музыкальном построении. В зависимости от того, какой нотой звук обозначить, будет меняться его функция. По мере знакомства с музыкальной теорией, мы будем узнавать правила, по которым для звука выбирается та или иная нота.

Также энгармонически равными называют и другие музыкальные единицы, по-разному обозначенные, но одинаково звучащие — например, интервалы и аккорды.

Теперь обратимся к тому факту, что в нашей системе обозначений некоторые различные звуки получили одинаковые имена. Например, звуки до, расположенные с левого и с правого краев таблицы — это разные звуки, но называются, почему-то, одинаково. Как видно из таблицы, один из этих звуков существенно ниже другого, поэтому звучать одинаково они не могут. Тем не менее, их звучание сходно и при определенной тренировке музыкального слуха, это сходство легко уловить (частоты этих двух нот отличаются ровно в 2 раза). Чтобы как-то различать ноты этих звуков в обозначении, говорят, что эти ноты относятся к разным октавам. Октава — это промежуток нот от до до следующего за ним вышестоящего си. Каждая октава имеет свое имя, и имена их следующие, от самой низкой к самой высокой: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава. Первая октава находится в середине клавиатуры фортепиано. Называя ноту, к ней, если нужно, добавляют, к какой октаве она относится, например до первой октавы, ля третьей октавы, ми-бемоль большой октавы.

Интервал между одноименными звуками двух соседних октав (например, от ми контроктавы до ми большой октавы) также называется октавой. Одна октава равна 12 полутонам или 6 тонам.

Буквенные обозначения

Помимо русских слоговых обозначений до, ре, ми…, часто (особенно в гитарной литературе) используют обозначения латинскими буквами:

cдо

dре

eми

fфа

gсоль

aля

bси-бемоль

hси

Обратите внимание, что в таблице отсутствуют альтерированные ноты, кроме си-бемоль. Нота с диезом или бемолем обозначается буквой соответствующей неальтерированной ноты с добавлением знака либо :

dре-диез,

aля-бемоль.

Нота же си-бемоль обозначается именно как b (а не h), и причина такого ее особого положения — историческая (предельно упрощая, музыканты долго не могли определиться, какой из двух звуков b и h считать основным, а какой — альтерированным).

Звуки на грифе гитары

Ну а теперь перейдем к практике: где именно на грифе гитары искать всевозможные музыкальные звуки? Для начала, следует запомнить, какие звуки издают открытые струны:

1 струна — e (ми) первой октавы,

2 струна — h (си) малой октавы,

3 струна — g (соль) малой октавы,

4 струна — d (ре) малой октавы,

5 струна — a (ля) большой октавы,

6 струна — e (ми) большой октавы.

Далее, если любую струну зажать на первом ладу, она будет издавать звук на полтона выше, чем открытая. Например, вторая струна, зажатая на первом ладу, соответствует звуку c первой октавы. И при повышении на один лад звук каждый раз будет повышаться на полтона: первая струна на втором ладу — c (или d ) и т.д.

Общую таблицу расположения нот на грифе см. тут.

Если вспомнить, что 12 полутонов составляют одну октаву, то можно установить примечательный факт: любая струна, зажатая на двенадцатом ладу, даст ту же ноту, что открытая струна, но в следующей октаве. Например, третья струна на двенадцатом ладу — это соль первой октавы.

В гитаре классической конструкции обечайка деки пересекает гриф точно под порожком двенадцатого лада — значит, струна, зажатая непосредственно перед границей деки будет звучать ровно на октаву выше открытой струны. Это полезный факт для гитарной практики.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.