Песня авторская и не только |
|
До сих пор во всех гармонических примерах мы ограничивались для каждой тональности тремя ее главными аккордами. Однако, как мы знаем, трезвучие (равно как и септ-, нонаккорд и т.д.) можно построить на любой из семи ступеней лада. Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях (т.е. не являющиеся тоникой, доминантой или субдоминантой) называют трезвучиями побочных ступеней. Применение трезвучий побочных ступеней существенно различается в мажоре и миноре (причины этого объясним позже), поэтому будем рассматривать эти два случая отдельно. В этой главе обсудим мажор. Как нам уже известно, на II, III и VI ступенях натурального мажора получаются минорные трезвучия, а на VII — уменьшенное (см. таблицу). Заметим, что трезвучия II, III и VI ступеней совпадают с главными аккордами параллельного натурального минора. Однако рассматривать их применение как модуляцию в параллельную тональность оправдано далеко не всегда. Часто они применяются поодиночке, в качестве мимолетной краски, без признаков закрепления в новой тональности. Рассмотрим, как используется каждый из этих трех аккордов. Трезвучие II ступени совпадает с субдоминантой параллельного минора, а кроме того, имеет две общие ноты с родной субдоминантой мажора. Неудивительно, что оно и используется часто как «альтернативная субдоминанта», в качестве замены трезвучию IV ступени. Примеры. Булат Окуджава:
C Юрий Визбор:
С Юлий Ким:
C
Я — клоун,
Я — затейник,
Алексей Иващенко и Георгий Васильев:
C (в последнем примере аккорды упрощены). Трезвучие III ступени имеет две общих ноты с тоникой и при этом является минорным. Оно часто используется сразу после тоники, придавая произведению драматичную окраску. Евгений Клячкин:
C Юрий Визбор:
C (Примечательно, что эта песня написана на мелодию Кенни Роджерса, причем в оригинальной версии трезвучия III ступени нет — на его месте продолжает играться тоника. Сопоставление этих двух вариантов гармонизации позволяет почувствовать ту краску, которую вносит интересующий нас аккорд). Юлий Ким:
C Алексей Иващенко и Георгий Васильев:
С (вновь делаю замечание, что аккорды в песне Иващенко и Васильева сильно упрощены по сравнению с авторскими). Трезвучие VI ступени совпадает с тоникой параллельного минора, поэтому грань между трактовкой его как побочной ступени и как модуляции тонка и часто условна. При этом оно обладает теми же свойствами, что и трезвучие III ступени: две общие ноты с родной тоникой и минорный характер. Привносимая им окраска также сходна, но чуть менее драматична. Юлий Ким:
С Михаил Щербаков:
C
Возьмите остров у края света,
Dm
Немного флирта, немного спорта,
G А что же насчет аккорда VII ступени? В натуральном мажоре на ней получается уменьшенное трезвучие, которые не употребительны в гитарном аккомпанементе. Однако довольно часто применяют септаккорд, построенный на этой ступени (малый вводный септаккорд). О нем речь пойдет позднее. |
__________________________________________
Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.