Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Трезвучия побочных ступеней в мажоре

До сих пор во всех гармонических примерах мы ограничивались для каждой тональности тремя ее главными аккордами. Однако, как мы знаем, трезвучие (равно как и септ-, нонаккорд и т.д.) можно построить на любой из семи ступеней лада. Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях (т.е. не являющиеся тоникой, доминантой или субдоминантой) называют трезвучиями побочных ступеней.

Применение трезвучий побочных ступеней существенно различается в мажоре и миноре (причины этого объясним позже), поэтому будем рассматривать эти два случая отдельно. В этой главе обсудим мажор.

Как нам уже известно, на II, III и VI ступенях натурального мажора получаются минорные трезвучия, а на VII — уменьшенное (см. таблицу).

Заметим, что трезвучия II, III и VI ступеней совпадают с главными аккордами параллельного натурального минора. Однако рассматривать их применение как модуляцию в параллельную тональность оправдано далеко не всегда. Часто они применяются поодиночке, в качестве мимолетной краски, без признаков закрепления в новой тональности. Рассмотрим, как используется каждый из этих трех аккордов.

Трезвучие II ступени совпадает с субдоминантой параллельного минора, а кроме того, имеет две общие ноты с родной субдоминантой мажора. Неудивительно, что оно и используется часто как «альтернативная субдоминанта», в качестве замены трезвучию IV ступени.

Примеры.

Булат Окуджава:

C Dm Как бы мне сейчас хотелось в Вилкове вдруг очутиться! G7 C Там — каналы, там — гондолы, гондольеры.

Юрий Визбор:

С Dm На Востоке, на Востоке G C Сосны низкие растут. Dm Был там порт один далёкий, G C И бывало в том порту...

Юлий Ким:

C Я — клоун, Я — затейник, Dm Я выбегаю на манеж не ради денег, А только G7 Ради смеха: C Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!

Алексей Иващенко и Георгий Васильев:

C Dm Выйти б на улицу всем, сколько есть, G7 C G7 И задушевную песню завесть...

(в последнем примере аккорды упрощены).

Трезвучие III ступени имеет две общих ноты с тоникой и при этом является минорным. Оно часто используется сразу после тоники, придавая произведению драматичную окраску.

Евгений Клячкин:

C Em Белые барашки на воде и в небе, F Dm белый пароход у скал на сером фоне G7 тянется, зевая.

Юрий Визбор:

C Em Он поздно проснулся, нашел сигарету A7 Dm И комнату видел сквозь сон...

(Примечательно, что эта песня написана на мелодию Кенни Роджерса, причем в оригинальной версии трезвучия III ступени нет — на его месте продолжает играться тоника. Сопоставление этих двух вариантов гармонизации позволяет почувствовать ту краску, которую вносит интересующий нас аккорд).

Юлий Ким:

C Em Объехать землю и пройти Dm G7 Пешком или в седле, C Em Не подарив ничьей земле C7... Души своей в пути...

Алексей Иващенко и Георгий Васильев:

С Em Ах, как приятно протянуть свои конечности, Em Dm G7 Свои конечности, свои конечности C Em И пораздумывать часок-другой о вечности, Em Dm E7 Часок о вечности, другой о вечности.

(вновь делаю замечание, что аккорды в песне Иващенко и Васильева сильно упрощены по сравнению с авторскими).

Трезвучие VI ступени совпадает с тоникой параллельного минора, поэтому грань между трактовкой его как побочной ступени и как модуляции тонка и часто условна. При этом оно обладает теми же свойствами, что и трезвучие III ступени: две общие ноты с родной тоникой и минорный характер. Привносимая им окраска также сходна, но чуть менее драматична.

Юлий Ким:

С Am Dm Весна, весна, ручьи бегут по кручам, C B C Кругом идёт весенний сев, озимые взошли...

Михаил Щербаков:

C Возьмите остров у края света, Dm Немного флирта, немного спорта, G7 включите музыку, вот как эта — F C четыре четверти, mezzo forte. ............................ Am C Но в лабиринтах её цветочных, Dm всё обыскав, осмотрев потрогав, B G7 вы не найдёте программ урочных A C и никаких вообще уроков.

А что же насчет аккорда VII ступени? В натуральном мажоре на ней получается уменьшенное трезвучие, которые не употребительны в гитарном аккомпанементе. Однако довольно часто применяют септаккорд, построенный на этой ступени (малый вводный септаккорд). О нем речь пойдет позднее.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.