Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Отклонения и модуляции

Как было уже не раз сказано, редкое музыкальное произведение остается на всем своем протяжении в рамках одной-единственной тональности. По мере развития музыкальной мысли мелодия и сопровождающая ее гармония может тональность поменять. При этом, как правило (а в классической гармонии — обязательно), одна из тональностей остается главной, и в нее всегда происходит возврат после ухода.

Смены тональностей принято делить на кратковременные — отклонения и долговрененные — модуляции.

Отклонение — это смена тональности «на несколько аккордов» со скорым возвратом в исходную тональность. При отклонении ухо слушателя не успевает «перенастроиться на новый лад» и воспринимает смену только как дополнительную краску. Часто отклонения длятся всего два аккорда или даже только один аккорд.

Модуляция — переход в новую тональность и закрепление в ней. Модуляции строятся с таким расчетом, чтобы слушатель успел «привыкнуть» к новой тональности и «забыть» старую. В классической музыке модуляция (или серия модуляций) обязательно завершается обратной модуляцией — возвратом в исходную, главную тональность, однако этот возврат также воспринимается как «смена устоя» и вновь требует напряжения для привыкания к «старой» тональности.

Возьмем пример аккордовой последовательности:

Am E7 Am G7 C G7 C Dm Am E7 Am

Какова тональность этой последовательности? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним принцип, сформулированный в предыдущем разделе: доминантсептаккорд указывает на тональность, в которой он является доминантой. Но в нашей последовательности два септаккорда! Что это значит? Это значит, что в данном фрагменте две тональности, т.е. тональность меняется по ходу произведения. Иначе говоря, во фрагменте присутствует отклонение.

Какие же две тональности мы здесь видим? Присутстве аккорда Е7 говорит о тональности ля минор (это могла быть также тональность ля мажор, но стоящий рядом аккорд Am не позволит ошибиться). Аналогично аккорд G7 (и стоящий с ним в паре C) указывают на тональность до мажор. Какая из этих тональностей главная? Та, в которой последовательость начинается и завершается. В начале и в конце мы видим аккорд Am, значит главная тональность тут — ля минор

Итого, имеем фрагмент в тональности ля минор с отклонением в до мажор. Аккорды G7 и C, стоящие в середине, не являются главными аккордами ля минора — они и есть отклонение.

Теперь разберем пример модуляции. Возьмем конкретную песню: Олег Митяев, «Как здорово!».

Аккорды первого куплета этой песни таковы:

Am Dm E7 Am Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно, Am Dm G7 C Струна осколком эха пронзит тугую высь. A7 Dm G7 C A7 Качнется купол неба большой и звездно снежный. Dm Am E7 Am Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

(я немного упрости аккорды по сравнению с тем, что играет автор, а также, для краткости, исключил повтор второй половины куплета).

Заметим попутно, что здесь присутствуют три различных доминантсептаккорда, а значит происходят отклонения в две тональности, помимо главной, ля минора: в до мажор и ре минор.

Второй куплет этой песни играется так же, как и первый, а вот гармонии третьего куплета («И все же, с болью в горле…») следующие:

Hm Em F Hm И все же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним, Hm Em A7 D Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. H7 Em A7 D H7 Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним. Em Hm F Hm Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Что мы здесь видим? Мы видим совсем другую тональность, и аккорды F и Hm подсказывают какую: это си минор. Тональность меняется на целый куплет, больше того: внутри этой смены тональности есть свои отклонения (обратите внимание на аккорды A7 и H7). Это и есть модуляция. Вообще, в песнях модуляции между куплетами встречаются нередко (у классиков авторской песни реже, т.к. не все из них умели уверенно играть в нескольких тональностях).

Последний куплет песни «Как здорово!» играется на тех же аккордах, что первые два, т.е. — в соответствии с законами классической гармонии — происхоит обратная модуляция в ля минор.

Обратите внимание, что как отклонения, так и модуляции чаще всего начинаются с доминанты новой тональности. Это связано с тем, что доминантсептаккорд, играющий роль доминанты, наиболее функционально однозначен, т.е. его невозможно перепутать с аккордом другой ступени. И новая тональность, как мы видели выше, очень легко определяется по этому аккорду. Поэтому использование доминанты при смене тональности облегчает слушателю восприятие, избавляет от необходимости строить догадки. Соответственно, связка доминанта – тоника (E7 – Am, G7 – C, A7 – Dm и т.п.) — самый типичный способ оформить отклонение или модуляцию.

Заметим, что возврат в прежнюю тональность после отклонения часто осуществляется без доминантсептаккорда, и вообще никак специально не оформляется — просто гармонии резко меняются на прежние и все. Это, разумеется, связано с тем, что при отклонении (но не при модуляции) слушатель не успвает в достаточной степени «забыть» прежнюю тональность, и обратная смена не слышится для него неожиданностью.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.