Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

О полууменьшенных септаккордах и трезвучиях с секстой

Полууменьшенные септаккорды вы, возможно, встречали под обозначениями m5-/7, или m7/5-, или m7-5, или m75, или же . На моем сайте они обозначаются как m5-/7.

Какова структура этого аккорда? Как и любой септаккорд, он состоит из четырех звуков, причем в его основе лежит уменьшенное трезвучие, к которому добавлена малая септима. Таким образом, формула этого аккорда такова:

м.3 + м.3 + б.3

— между первым и вторыми звуками снизу имеем интервал малую терцию, между вторым и третьим — снова малую терцию, а между третьим и четвертым звуками — большую терцию.

Пример: руководствуясь формулой выясним звуковой состав аккорда Hm5-/7. Получаем: h d f a.

Подходящую аппликатуру можно подобрать, отыскав все составляющие аккорд ноты на грифе гитары, например:



Также имеет смысл запомнить несколько типовых аппликатур полууменьшенного септаккорда (соответственно, с басом на пятой, шестой и четвертой струнах):



В этих аппликатурах отсутствуют открытые струны, так что, перемещая их по грифу, можно получать полууменьшенные септаккорды от разных нот.

Еще одна, экзотическая аппликатура с косым баррэ, которая хороша тем, что в ней задействовано пять струн:



Теперь поговорим о гармонической роли и практическом применении аккордов рассмотренного типа. Чтобы понять, чем замечательны полууменьшенные септаккорды, обратим внимание на два последних слагаемых их формулы: ... м.3 + б.3. Это формула минорного трезвучия. Если посмотрим на звуковой состав аккорда Hm5-/7, то увидим, что верхние три ноты как раз образуют аккорд ре минор: d f a. Т.е. аккорд как бы включает в себя минорное трезвучие, тоника которого на малую терцию выше тоники нашего септаккорда.

Именно для замены минорных трезвучий и служат полууменьшенные септаккорды. Правило замены такое: необходимо отсчитать от основного тона трезвучия малую терцию (полтора тона) вниз, и от этой ноты построить полууменьшенный септаккорд.

Нужно добавить, что на такие септаккорды заменяют не любые минорные трезвучия, а, главным образом, аккорды субдоминанты. Например, вместо канонической последовательности

Am  →  Dm  →  E7  →  Am

можно сыграть

Am  →  Hm5-/7  →  E7  →  Am

что будет звучать острее. Замена по вышеприведенному правилу других аккордов приводит к появлению неладовых звуков, и потому звучит излишне резко, вызывающе (попробуйте в указанной последовательности поменять Am на Fm5-/7).

А теперь попробуем рассмотреть наш аккорд Hm5-/7 как производный именно от аккорда Dm. Для этого упорядочим звуки по-другому, начиная со второго: d f a h (т.е. возьмем первое обращение аккорда). Мы получили аккорд Dm с добавленной нотой h. Эта дополнительная нота образует интервал сексты c основным тоном аккорда d. Именно поэтому аккорды такого вида называют трезвучиями с секстой и обозначают так: Dm6 (примечание: название «секстаккорд», которое иногда встречается, неверно, т.к. секстаккордом в музыке называют совсем другое явление, не имеющее никакого отношения к нашей теме). Если написать формулу полученного аккорда, то выйдет: м.3 + б.3 + б.2 — т.е. в стуктуру аккорда входит интервал секунды, что противоречит каноническому определению аккорда. Именно поэтому в классической музыкальной теории название «трезвучие с секстой» не употребляется, а сами такие аккорды рассматриваются только как обращения полууменьшенных септаккордов, но не «надстроенные» трезвучия.

Опыт, должно быть, подсказывает вам, что трезвучия с секстой также, и весьма часто, используются для замены простых трезвучий. И опять-таки, как правило, они заменяют аккорды субдоминанты. Теперь мы знаем, что полууменьшенный септаккорд и трезвучие с секстой — по сути одно и то же, т.е. это разные обращения одного и того же аккорда. На самом деле аккорд Hm5-/7 нередко обозначают как Dm6/H или Dm/H.

Вот и все что можно сказать об этих аккордах, употребление которых позволяет сделать простые гармонические последовательности более красочными.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.