Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Лады и гаммы

Лад — одно из самых загадочных понятий в музыкальной теории (почти столь же загадочное, как само понятие «музыка»). Вот определение из «Музыкального энциклопедического словаря»:

ЛАД — приятная для слуха согласованность звуков по высоте <…>; системность высотных связей, объединенных центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще всего в виде звукоряда).

Обычно подобные абстрактно-философские дефиниции бесполезны для того, кто заранее не знает, о чем идет речь. Поэтому, пожертвовав лаконичностью, попробуем познакомиться с понятием лада поэтапно.

Как мы уже знаем, наша музыкальная система включает двенадцать звуков (с точностью до октавного переноса). Однако, во-первых, любое конкретное музыкальное произведение, как правило, использует не все 12 звуков, а только часть из них, причем набор используемых звуков не случаен. Во-вторых, используемые звуки неравноправны — в их системе образуется некое подобие иерархии — одни звуки, условно говоря, «важнее» других.

Лад строится так: из 12 звуков определенному правилу выбирается несколько, и один из них назначается тоникой, т.е. «главным» звуком.

Сколько именно выбирают звуков для лада? В европейской традиции — семь, т.е. европейские лады семиступенны.

По какому правилу выбираются эти звуки? По формуле, которая уникальна для каждого лада. Формула — это ряд величин интервалов между соседними звуками лада. Пример формулы лада:

1 тон     1 тон     1 полутон     1 тон     1 тон     1 тон

Первый интервал (1 тон) — расстояние от тоники (первого звука лада) до второго звука лада. Второй интервал (также 1 тон) — расстояние от второго звука лада до третьего. Между третьим и четвертым звуками лада будет интервал 1 полутон. И так далее.

Назначим ноту c (до) — тоникой и попробуем построить целый лад по вышеприведенной формуле, т.е. выписать все ноты этого лада:

c   d   e   f   g   a   h

Мы получили с детства каждому известную последовательность до ре ми фа соль ля си.

Лад, который мы построили называется натуральным мажором.

Каждую ноту лада называют ступенью и нумеруют ступени римскими цифрами, начиная с I (ступень I — это тоника). Таким образом, например, V ступень натурального мажора, построенного от тоники с, — это нота g (соль).

Выписывая ноты лада, принято повторять тонику еще раз в конце:

c   d   e   f   g   a   h   с

Такая последовательность нот лада, проигранная от тоники до тоники, называется гаммой.

Так же, в формулу лада добавляют в конце еще один интервал: между последней ступенью и тоникой следующей октавы. Таким образом, формула натурального мажора следующая:

1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   1 т.   ½ т.

(сокращение «1 т.» обозначает тон, «½ т.» — полутон).

Конечно же, тоникой натурального мажора не обязана быть нота с — его, как и любой лад, можно построить от любой ноты. Построим его от ноты d — просто применим ту же формулу, но начнем отсчитывать от другой тоники:

d   e   f   g   a   h   c   d

Отметим, что III и VII ступени следует называть именно f и c, а не g и d. Общее правило тут такое: все ступени лада следует называть от разных основных нот. Т.е. если в ладу присутствует g, то g уже появиться не может. Это правило позволяет однозначно поименовать все ступени любого семиступенного лада, построенного от любой тоники.

Таким образом, можно простроить 12 различно звучащих натуральных мажоров — от каждого из двенадцати имеющихся звуков.

Вообще, ладов существует великое множество, но для нас, помимо натурального мажора, будут представлять интерес следующие.

Гармонический мажор

Формула: 1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   ½ т.   1½ т.   ½ т.

(1½ т. означает полтора тона, т.е. 3 полутона).

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a   h   с.

Как видно, в гармоническом мажоре, по сравнению с натуральным, понижена на полтона VI ступень.

Мелодический мажор

Формула: 1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a   b   с.

В мелодическом мажоре, по сравнению с натуральным, на полтона понижены VI и VII ступени.

Натуральный минор

Формула: 1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a   b   с.

Натуральный минор отличается от натурального мажора пониженными на полтона III, VI и VII ступенями.

Гармонический минор

Формула: 1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   ½ т.   1½ т.   ½ т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a   h   с.

Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью.

Мелодический минор

Формула: 1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   1 т.   1 т.   ½ т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a   h   с.

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями.

Таким образом, мы узнали шесть музыкальных ладов: три мажорных и три минорных. Закономерно возникает вопрос: откуда берутся названия ладов? Почему одни называются мажорными, а другие минорными? Что вообще означают эти слова — мажор и минор?

На самом деле все очень просто: мажорным называется любой семиступенный лад, у которого III ступень отстоит от тоники на 2 тона (4 полутона). Минорным называется любой семиступенный лад, у которого III ступень отстоит от тоники на полтора тона (3 полутона).

Вы, конечно, знаете, что мажор считается в музыке светлым и торжественным, а минор — темным и печальным. Действительно, если вы сравните, как звучат гаммы любого мажорного и любого минорного ладов, указанная разница будет «бросаться в уши». Но почему так происходит? Почему понижение III ступени делает лад «темным»? Достоверного ответа на этот вопрос современная музыкальная теория не дает. Однако существуют гипотезы, одну из которых я изложу в отдельной статье. Для практического владения музыкальной грамотой этих подробностей, впрочем, знать не обязательно.

Принадлежность лада к мажору или минору называется наклонением лада.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.