Песня авторская и не только |
|
Итак, теперь мы знаем три главных аккорда каждой тональности: тонику, доминанту и субдоминанту. Какие гармонические последовательности можно из них составить? Одну последовательности мы уже привели в пример: I → IV → V(7) → I (римскими цифрами в данном случае мы обозначаем аккорд соответствующей ступени лада). Это так называемый полный оборот. Нередко встречается последовательность из одних только тоники и доминанты: I → V(7) → I — такой оборот называют автентическим. Чуть реже — из тоники и субдоминанты: I → IV → I — эту последовательность называют плагальным оборотом. А вот переход из доминанты в субдоминанту в классической гармонии считается запрещенным. Впрочем, как и все запретное, он, все же, встречается — например, в европейской народной песне (корни которой уходят в ту эпоху, когда необратимость движения времени не была в полной мере осознана, и, соответственно, не было представления об однонаправленности музыкального течения). В классической же и современной музыке связка доминанта → субдоминанта употребляется как сознательное нарушение запрета, если композитор хотел добиться именно такого эффекта «неожиданности». Приведем примеры указанных оборотов в произведениях авторской песни. Все примеры приведены в тональностях ля минор и до мажор. Сначала продемонстрируем полный оборот (соответствующие фрагменты гармонии выделены жирным). Юрий Кукин:
Юлий Ким:
Владимир Высоцкий:
Теперь примеры автентического оборота. Юрий Визбор:
Булат Окуджава:
Александр Галич:
И, наконец, плагальный оборот. Вера Матвеева:
Юрий Кукин:
Dm Знание основных гармонических последовательностей помогает не только решать задачу гармонизации (т.е. подбора аккордов к известной мелодии), но и обратную задачу: определения тональности по известной аккордовой последовательности. Полностью этой теме будет посвящен отдельный раздел, здесь же остановимся на паре моментов. Во-первых, присутствие в гармонии произведения в значительной доле главных аккордов какой-либо тональности сразу дает намек, подсказку, где мы находимся. Конечно, это правило не абсолютно, но вместе с другими подсказками позволяет сделать выбор в пользу той или иной тональности.
Во-вторых, очередной раз повторим, что в роли доминанты в натуральном мажоре
и гармоническом миноре может выступать не только мажорное трезвучие, но и доминантсептаккорд.
Для нас же интересна, и очень важна следующая закономерность:
доминантсептаккорд в классической гармонии в подавляющем большинстве случаев играет роль именно доминанты,
другие функции ему несвойственны. А это значит, что если мы встретили где-либо в произведении
доминантсептаккорд, то, с очень высокими шансами, мы находимся в той тональности, для которой этот аккорд
является доминантой. Например, если нам встретился аккорд |
__________________________________________
Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.