Песня авторская и не только

Главная страница > Школа игры на гитаре > Учебные материалы > 

Аккорды с нонами ундецимами и терцдецимами

Мы поговорили о трех- и четырехзыучных аккордах терцовой структуры — трезвучиях и септаккордах. Однако добавляя к аккорду сверху дополнительные интервалы терции, можно получить аккорды и из большего числа звуков. Называются эти аккорды аналогично септаккордам: по тому интервалу, который верхний звук образует с тоникой. Соответственно, терцовый аккорд из пяти звуков называется нонаккордом, из шести — ундецимаккордом, из семи — терцдецимаккордом. Напомню, что каждая нота любого аккорда называется по тому интервалу, который она образует с нижней нотой (примой). Соответственно, ноты, например, терцдецимаккорда носят названия прима, терция, квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима.

На практике часто из этих многозвучных аккордов исполняются не все ноты. Например, из нонаккорда можно выпустить септиму, оставив нону — получится аккорд из четырех нот, который не будет септаккордом. Для ундецимаккорда и терцдецимаккорда вариантов пропуска нот еще больше. В классической музыкальной теории такие модификации не считатют изменениями аккорда (относят их к вариациям расположения). Игнорируют эти различия и в некоторых гитарных изданиях. Дело осложняется тем, что правила обозначения многозвучных аккордов варьируются от издания к изданию, в связи с чем понять, что именно имел в виду конкретный автор совсем непросто. Определить точный нотный состав нужного аккорда оказывается затруднительно.

На этом сайте я принял систему, которая требует указания всех ступеней аккорда, добавленных к трезвучию. Каждая ступень обозначается цифрой, соответствующей интервалу от примы:

7 — малая септима
7+— большая септима
9-— малая нона
9 — большая нона
9+— увеличенная нона
11— чистая ундецима
13— большая терцдецима

Изредка применяются знаки + и - совместно с 11 и 13, обозначая, как и в прочих случаях, повышение или понижение на полутон.

Например, полный терцдецимаккорд от ноты ля будет обозначаться так: A7/9/11/13 (его нотный состав — a c e g h d f). Запись же A13 обозначит четырехзвучный аккорд, т.е. трезвучие с добавленной терцдецимой (a c e f), или, иначе говоря, терцдецимаккорд с пропущенными септимой, ноной и ундецимой. А, например, запись A7/9/13 обозначает, что в аккорде присутствуют септима, нона и терцдецима, а ундецима отсутствует. Таким образом можно строить аккорды с любыми комбинациями добавочных ступеней.

Важное замечание о расположении аккордов, с которыми мы только что познакомились. Мы помним, что для трезвучий и септаккордов допускалась полная свобода в октавном перемещении и удвоении нот, с единственным ограничением — басовая нота меняться не должна. Но если в аккорде присутствуют ступени от ноны и выше, то мы сталкиваемся с важным нюансом: все эти интервалы больше октавы. Возьмем, например, аккорд Em9 (e g h f), и попробуем его расположить так: e f h g. Что мы видим? Что интервала ноны в нашем аккорде больше нет, а есть гораздо более резко звучащий интервал секудны (e – f)! Т.е. в результате изменения расположения нона «сократилась» на октаву. Это нежелательно — «короткие» интервалы звучат резче «длинных», аккорд становится более диссонирующим и, как следствие, приобретает незапланированную, «паразитную» функцию. Отметим, что обратное явление — добавление октавы к интервалу в аккорде — допустимо и часто встречается, т.к. не создает дополнительного напряжения, не делает аккорд более резким. Таким образом, возникает новое правило: при выборе расположения аккорда, самое низкое вхождение ступеней от ноны и выше не должно браться в той же октаве, что и бас аккорда.

При вышеописанном сокращении на октаву нона переходит в секунду, ундецима — в кварту, а терцдецима — в сексту. На самом деле встречаются аккорды и с секундой или квартой (вместо терции), и с секстой, но они несут иные функции, нежели аккорды с интервалами больше октавы, и о них пойдет речь позже, в других разделах.

__________________________________________

Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.